Вопросы проектирования мостовых переходов

Мостовой переход включает в себя собственно мост, участки реки выше и ниже моста и регуляционные сооружения. У большинства мостов, подвергшихся повреждениям в 1969-1974 гг., регуляционные сооружения отсутствовали. Участки рек перед мостом не зарегулированы и представляют собой, как и на всех горных реках, блуждающие русла. Участки рек выше мостов в большей части покрыты деревьями, кустарниками, что препятствует нормальному прохождению паводкового потока. Отверстия некоторых мостов, почти полностью разрушенных, были явно недостаточными, оси мостовых переходов составляли примерно 60-70° с направлением паводковых потоков.

Одной из основных причин, вызывающих разрушения мостовых переходов при пропуске паводков, является превышение фактических расходов над расходами, по которым были рассчитаны сооружения. Поскольку чередование паводков является случайным, на данном водотоке длительное время может не быть высоких паводков, из-за чего может сложиться неправильное представление надежности мостового перехода. Подтверждением этому может служить ряд примеров, в частности повреждение в 1969 г. при катастрофическом паводке моста через р. Прут в Ивано-Франковской обл. (у с. Заболотов), успешно проработавшего 65 лет. При расчете всех важнейших постоянных мостов на главных магистральных дорогах необходимо принимать наименьший процент вероятности превышения расходов (1%) и соответствующие им уровни горизонтов воды. Эти ответственные сооружения, как и железнодорожные мосты следует проверять на вероятность превышения расходов, равную 0,3%. Существующие технические условия не учитывают того, что горные реки имеют значительные продольные уклоны и большие скорости течения, в связи с чем русла этих рек, протекающих в наносных грунтах, нестабильны и подвержены резким деформациям в виде размыва берегов и дна, а также в виде местных отложений на отдельных участках реки. Поэтому при расчете отверстий мостовых переходов возникают затруднения, ибо расчеты по скорости, соответствующей стабильному состоянию русла, применимы в данных случаях лишь условно. Просадки и сдвиги русловых опор в результате глубоких местных размывов возникают из-за недостаточной глубины заложения фундаментов, что часто объясняется недостаточностью расчета размывов под мостового русла.

Комментарии запрещены.