Права заказчика

Но нынче необходимость перевести экономику на интенсивный путь развития требует, чтобы на достижение этой цели были направлены мастерство и интеллектуальный потенциал каждого члена общества, бать то рабочий, инженер, архитектор, руководитель. Этому, видимо, лучше будет способствовать формула: «Самостоятельности — сколько надо, централизации сколько возможно», развитие направляющего управления при сокращении и совершенствовании жестко директивного.

Здесь следует учитывать, что одних административных мер будет недостаточно для реализации самостоятельности местных органов и предприятий на деле.

Вспомним, сколько было различных решений, запрещающих приемку зданий в эксплуатацию с недоделками.

Да и просто здравый смысл подсказывает, что исполкомы, подписывая акт о приемке таких домов, наносят себе ущерб и потому, следовательно, должны первыми выступать против порочной практики.

Но положение мало меняется к лучшему.

Скажем, в Хабаровском крае работники Стройбанка после проверки качества строительства исключили из отчетности почти половину «введенных в эксплуатацию» в четвертом кварта те 1984 г. домов.

Значит, запрещения сверху вступают в противоречие с действующими внизу тенденциями. Работники исполкомов местных Советов идут на очковтирательство в первую очередь потому, что отказ от приемки недостроенного дома грозит уменьшением денег на строительство жилья в следующем году, о чем уже говорилось раньше.

Значит, мероприятия в области управления будут тогда действенными, когда они получат подкрепление в финансовой сфере. Это касается и улучшения архитектуры путем расширения прав местных органов.

Тут целесообразно совершить краткий экскурс в прошлое. Организационная самостоятельность реальна при финансовой самостоятельности.

В годы военного коммунизма, когда экономика управлялась как «единая фабрика», предприятия были переведены на сметно-бюджетное. финансирование, т. е. их доходы поступали в общегосударственный фонд, в госбюджет, и уже оттуда им выделялись деньги на производственные нужды.

Местные бюджеты оказались, следовательно, без собственных источников пополнения — почти все средства поступали из «общего котла», из госбюджета.

Комментарии запрещены.