Научно-технический прогресс

Попыток точно определить, в какой мере научно-технический прогресс последних лет воплощался в новых машинах и оборудовании, пока не сделано, но имеются явные свидетельства того, что этот вид технического прогресса получил широкое распространение. Если допустить, что технический прогресс воплощается в новом капитальном оборудовании, то для определения его темпов потребуются методы, несколько отличные от тех, которые использовались в приведенных выше подсчетах.

По расчетам Солоу, среднегодовые темпы научно-технического прогресса при таком допущении составили в 1919-1953 гг. 2,5% 2, то есть были выше подсчитанных им же темпов, основанных на обратном допущении Что касается отдельных компаний, то для десяти крупных фирм химической и нефтяной промышленности были проведены расчеты темпов научно-технического прогресса после второй мировой войны в двух вариантах: в первом допускается, что технический прогресс состоит в улучшении только технологических методов и организации, увеличивающем эффективность как старого, так и нового оборудования; во втором варианте принято, что технический прогресс воплощался в новом капитальном оборудовании.

Имеющиеся расчеты в масштабах отрасли темпов технического прогресса, воплощающегося в новых машинах и оборудовании, по десяти отраслям обрабатывающей промышленности показывают, что в период 1946-1962 гг. наиболее высокими эти темпы были в автомобильной и приборостроительной промышленности, за ними следуют пищевая, химическая, электромашиностроение, бумажная, швейная отрасли промышленности.

Наиболее низкие темпы были в общем машиностроении, в мебельной и стекольной промышленности г. Расчеты темпов технического прогресса, воплощающегося в новом капитальном оборудовании, на железнодорожном транспорте дали для периода 1917-1959 гг. показатель в размере 3% в год.

Комментарии запрещены.