Отношения товарного производства

Концепция непосредственно общественного характера труда и производства при социализме долгое время сдерживала развитие знаний о социалистическом воспроизводстве, отторгала проблематику товарно-денежных отношений от изучения закономерностей социалистического хозяйства. Еще в 50-е годы в ходе дискуссий как будто ясно определилось, что непосредственная общественность труда и производства несоединима в рамках одного и того же способа производства с наличием и использованием товарно-денежных отношений. Наиболее логично мыслящие экономисты, доходя до этого вывода, выбирали затем одно из двух: либо отрицали товарный характер социалистического производства, либо отбрасывали как пустопорожнюю для социализма категорию непосредственной общественности труда и производства.

Быть может, товарность является конституирующим признаком социалистического производства? Такую позицию приписывают нередко тем, кто признает и наличие, и необходимость, и перспективы развития социалистического планомерного товарного производства.

Вот, к примеру, одна из попыток «подбросить» такую концепцию: «Тезис о товарном характере социалистического производства противостоит тезису о его непосредственно общественном характере. Он по сути дела не отличается от тезиса о социалистическом производстве как форме товарного производства.

Пока не доказано, что отношения товарного производства являются конститутивным признаком социалистического производства, что коренные черты этой общественной формы производства немыслимы вне товарных отношений, характеристика социалистического производства как товарного не имеет под собой никакой логической основы».

На это достаточно возразить только одно: отношения товарного производства не являются конституирующим признаком ни одного из способов производства (ни одного из конкретно-исторических типов общественного производства), в том числе и капитализма. Не товарность, а прибавочная стоимость — конституирующий признак капиталистического хозяйствования.

Комментарии запрещены.