Низкая результативность процесса

По-прежнему стройки не «принимаются» в план, а «включаются», т. е. нынешняя практика предполагает наличие сопротивляющейся среды, в роли которой, естественно, выступают строители. Сложилась ситуация, когда заказчики наседают, строители отбиваются от новых объектов.

Можно сколько угодно винить тех и других, а заодно плановые органы, но вряд ли можно ожидать, что ситуация изменится, если не поставить и не попытаться ответить на такой вопрос: почему в нашем строго плановом хозяйстве у одних оказалось больше платежных средств, проще — денег, чем у других имеется трудовых, технических и материальных ресурсов?

Было время, когда такой разрыв оправдывался теоретической посылкой, будто в условиях социализма спрос должен превышать предложение, тогда, мол, производство получит надежный стимул для возрастания. Применительно к строительству это означало, что в стремлении удовлетворить потребности отраслей в наращивании производственного потенциала строители с помощью плановых органов будут быстрее развивать свои производственные мощности.

Но уже давно о своей приверженности к «дефицитной экономике» никто публично не заявляет.

Принята точка зрения о необходимости строго балансировать спрос и предложение. И если дефицит строительных мощностей сегодня все же существует, то, выходит, он рождается не в результате сознательной тактики, а стихийно, никем не направляемым образом.

Каким же именно?

Нынче у подрядчиков действует такой показатель — «нереализованная прибыль», т. е. новостройка еще не завершена, продукции новая мощность не дает, а трест уже получает прибыль.

Эта прибыль не имеет, так сказать, материального обеспечения. Тем не менее часть ее уже перечисляется в доход государственного бюджета.

А оттуда она вместе с действительным доходом передается заказчику для капитальных работ.

Таков один канал появления финансово-материальной несбалансированности в масштабах народного хозяйства, появления по сути лишних денег.

Комментарии запрещены.