Плавное включение подсветка панели приборов (салона)

Наш автомобиль для многих автомобилистов стал не только средством передвижения, и не только предмет роскоши, но и объект вожделения для реализации своих творческих предпочтений. Проще говоря, автомобилисты совсем не против иногда потюнинговать свой автомобиль, тем более, если это добавить ему некой привлекательности и комфортабельности. В ход идут любые мелочи, от простой наклейки до электронных поделок.

Об одной такой электронной доработке мы как раз и поговорим здесь. Речь пойдет о плавном включении подсветки, как иногда говорят, о плавном «розжиге» света. Такая опция применяется на панелях приборах оптитрон, когда освещение включается плавно, а также в случаях плавной подсветки салона в машине. На само деле схема на транзисторе очень простая и заполонила весь интернет, поэтому мы предложим еще и альтернативные варианты…

Схема плавного включения света панели приборов (салона)
Так вот, перейдем сразу к делу. Взгляните на вот такую простенькую схему. Здесь используются основные характеристики биполярного транзистора. Да, да, обратите внимание, что если вы захотите заменить транзистор, то берите именно биполярный, а не полевой и со структурой NPN. Собственно остальные характеристики будут зависеть от возможной мощности нагрузки, то есть от того, что мы собрались питать. Но для салона и панели приборов, если это светодиодная подсветка, вполне хватит для пропускаемых токов транзистором КТ817, в большинстве случаев подойдет даже КТ815.

Давайте теперь «пробежимся» по принципу работы схемы. Как только мы подключаем питание, то через сопротивление R1 начинает заряжаться конденсатор. При этом напряжение на базе во время зарядки конденсатора возрастает медленно, а значит и транзистор медленно открывается. В итоге сопротивление меняется между коллектором и эмиттером плавно, обеспечивая плавное включение нагрузки, в нашем случае подсветки.
Ну и изменять время можно либо изменяя сопротивление, увеличивая его можно увеличить время, либо изменяя емкость конденсатора. Увеличивая емкость, мы также можем увеличить время до полного открытия транзистора. Повторимся, что транзистор должен быть NPN!
Собственно все хорошо и на этом можно было бы остановиться. Но как нам кажется эту схему можно доработать для салонного освещения, когда свет будет гаснуть, скажем через 15 минут. Сделано это для того, чтобы свет не остался включенным в случае забывчивости.

Схема плавного включения света салона с таймером
Эта схема представляет собой сборку из двух обособленных схем, которая теперь станет одним целым. В питание нашей схемы, которую мы уже разобрали, подключается таймер. При этом это таймер на отключение. Так вот, питание подается сразу на транзистор VT1 и все работает по тому принципу, как мы описали выше, то есть происходит плавное включение света. Однако питание осуществляется до тех пор, пока заряжается конденсатор на 150 мкФ, как только он зарядиться, на ножке NE555 напряжение скачком поменяется на минусовой потенциал, то есть там станет земля.

В итоге получится, то управляющий подсветкой транзистор закроется, а подсветка выключится. Так и будет обеспечен алгоритм вначале плавного включения, а потом отключения через определенное время. Время для работы таймера можно настроить с помощью переменного резистора (1мОм), либо подбором конденсатора (150 мкФ).

Если быть до конца объективными, то схему плавного включения, тем более если будут реализованы какие-либо сложные алгоритмы, можно реализовать и на микроконтроллере. Однако такие поделки потребуют от автолюбителя-радиолюбителя еще и знание основ работы с микроконтроллером, и программатор.

Комментарии запрещены.