Технический тюнинг автомобиля

Многие автолюбители хотят обладать автомобилем, хоть сколько-нибудь выделяющимся в общем потоке, причём не только внешне, но отличающимся и динамическими характеристиками от своих сходящих с конвейера собратьев. Желание это вполне объяснимо, и удовлетворить его можно при помощи тюнинга.

Автомобильный тюнинг (англ.tuning — регулировка, настройка) — изначально конструктивное изменение, дополнение в автомобиле с целью улучшения технических характеристик, настройка его с учётом индивидуальных предпочтений владельца. Здесь можно выделить следующие направления:

В основном настройка двигателя сводится к увеличению мощности серийного образца и улучшению показателей экономичности. При тюнинге производится замена некоторых штатных деталей на улучшенные: к примеру, шатуны и поршни могут заменяться более лёгкими и прочными коваными.

Как известно из механики, мощность двигателя напрямую зависит от вращающего момента и угловой скорости вращения вала. В свою очередь вращающий момент — есть произведение величины силы на плечо действия этой силы. Применительно к двигателю действующая сила — это сила, с которой шатун поршня давит на шейку коленвала. Соответственно плечо силы — радиус кривошипа. Для увеличения момента можно пойти путём установки коленвала с увеличенным радиусом кривошипа, но в этом случае приходится подбирать укороченные шатуны, ведь высота блока цилиндров остаётся неизменной. Надо заметить, двигаясь в направлении увеличения радиуса кривошипа, добиться увеличения мощности можно, но незначительно. Здесь нужно искать оптимальное решение, чтобы не наломать дров. Дело в том, что с уменьшением длины шатуна увеличивается угол его излома относительно продольной осевой линии цилиндра. А это ведёт к возрастанию боковых нагрузок в паре поршень-цилиндр и повышенным механическим потерям и износу.

Несколько больше возможностей при увеличении силы, действующей на поршень. Здесь два пути: изменение площади днища поршня и увеличение давления газов в цилиндре. Понятно, что чем больше рабочей смеси удастся «закачать» в цилиндр, тем выше давление будет над поршнем при её воспламенении.

Для увеличения мощности применяются расточка блока цилиндров с заменой поршней, установка распредвала с изменённым профилем кулачков для повышения времени поднятия клапанов, фрезеровка и шлифовка каналов для ускоренного поступления топливной смеси в цилиндры, добавление систем принудительного нагнетания рабочей смеси, таких как компрессор и турбонаддув. Работа таких наддувных систем небесконтрольна и управляется бортовым компьютером с помощью установленных производителем программ. Для оптимизации работы таких систем и улучшения экономичности производится чип-тюнинг, корректировка управляющих программ.
Все узлы и системы автомобиля взаимосвязаны и должны соответствовать друг другу технически. И главное требование к трансмиссии состоит в том, чтобы её «проходной» момент был, по крайней мере, не меньшим крутящего момента двигателя. Важно грамотно подобрать передаточные числа КПП, иначе коробка может очень быстро выйти из строя. Также для улучшения разгонной и обгонной динамики важную роль играет увеличение коэффициента главной пары, хотя при этом несколько ухудшится показатель максимальной скорости («золотое правило» механики никто не отменял).
Увеличение динамических свойств машины требует улучшения управляемости. Для этого устанавливаются более жёсткие амортизаторы и пружины, стабилизаторы поперечной устойчивости, меняются рычаги подвески с целью уменьшения клиренса. Всё это повышает курсовую устойчивость машины, уверенное поведение в виражах.

Замена штатных тормозных колодок на колодки с повышенным коэффициентом трения и рассчитанные на работу при повышенных температурах, установка тормозных дисков большего диаметра, применение суппортов с увеличенным количеством тормозных цилиндров.

Недостаточная жёсткость кузова на скручивание оборачивается вялостью реакций на повороты рулевого колеса. Чрезмерные кузовные деформации провоцируют нарушение согласованности работы передней и задней подвесок, «растягиванию» металла в зонах сварных соединений, что приводит к появлению микротрещин и, как следствие, возникновению очагов коррозии.

Для увеличения сопротивляемости кузова на скручивание применяется установка распорок и усилителей, что ощутимо повышает жёсткость. Специалисты ОДК (отдел доводки кузовов) ВАЗа, испытывавшие распорки для «десятой» модели, уверяют, что благодаря именно этим изделиям жёсткость модели на скручивание достигает 12000 Нм/град. Кстати, в результате испытаний вазовцы определили, что снятая спинка заднего дивана на «восьмой» или «девятой» модели снижают жёсткость на 1000 Нм/град! Поэтому от изготовленных сертифицированных специальных изделий вполне можно ожидать более впечатляющих результатов.

Кроме улучшения управляемости автомобиля распорки могут быть интересны и с чисто практической точки зрения. Например, на переднеприводных моделях ВАЗов нередки случаи выхода привода колеса из КПП или из ШРУСа вследствие недостаточной жёсткости. Установка распорки между кронштейнами крепления передних рычагов решают проблему кардинально.

Здесь перечень огромен и ограничивается разве только фантазией и кошельком заказчика: перетяжка салона кожей и алькантарой, установка мощной аудиосистемы, оклейка защитными ПВХ-плёнками, аэрография, покрытие карбоном, установка молдингов, спойлеров, изменённых бамперов, смена колёсных дисков…

Важно помнить только одно: любой вид тюнинга должен проводиться настоящим мастером в своём деле. Разработчиками при постройке автомобиля закладывается определённый запас прочности, и при тюнинге нередко улучшение ездовых качеств происходит в ущерб этому запасу. Найти разумный компромисс и не навредить — это задача для настоящего специалиста.

Комментарии запрещены.