Щелевой метод контроля

В последние годы контроль толщины лент и листов в процессе их холодной или горячей прокатки успешно осуществляется с помощью излучений радиоактивных изотопов и с помощью рентгеновского излучения. Такие приборы нечувствительны к вибрациям и деформациям прокатываемой ленты, не реагируют на наличие на поверхности измеряемой ленты слоя масла, воды и неметаллических загрязнений, почти не реагируют на изменение температуры ленты в процессе прокатки.

Однако существующие методы радиационного контроля, применяемые при холодной и горячей прокатке, непригодны для контроля на металлорежущих станках.

Это объясняется тем, что используемый в этих случаях метод поглощения излучения при диаметрах деталей, обычно применяемых в машиностроении и равных 20 -100 мм, требует применения очень жесткого излучения при высокой активности радиоактивного вещества.

Это чрезвычайно затрудняет создание надежной защиты обслуживающего персонала от вредного действия излучений.

При этом погрешность измерения составляет не менее + 1 -2% от измеряемой толщины, что совершенно неприемлемо при контроле деталей, обрабатываемых на металлорежущих станках.

В связи с этим заслуживает особого внимания разработанный на Сибзаводе и в Омском индустриальном институте новый радиационный метод контроля размеров деталей, названный щелевым.

Этот метод предложен В. В. Кондашевским и А. Н. Чертовских. Особенность щелевого метода контроля размеров деталей в процессе обработки заключается в следующем.

С помощью диафрагм 1 и 2 выделяется узкий пучок рентгеновских или гамма-лучей 3, который от излучателя 4 направляется по хорде контролируемой детали 5 (близко совпадающей с касательной к ее поверхности) на приемник излучения 6. Приемник излучения связан через усилитель 7 с гальванометром 8 и реле 9. Интенсивность излучения зависит от положения детали в измерительном пучке и при соответствующей градуировке гальванометра может быть достаточной для непосредственного контроля размеров деталей при обработке их на станках. Приемник излучения 6 жестко связывается с излучателем 4 скобы 10, которая может поворачиваться при настройке на шарнире И с помощью винта 12.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.